3 «падающих башни» или почему архитектор — это инженер?

Итальянский архитектор-реставратор Элизабет Фабри говорит, что на памятниках работает много специалистов — геологи, инженеры, строители, — однако только архитектор знает всё.

Архитектор-реставратор Сергей Борисович Куликов считает, что «реставратор — человек, который всё знает о памятнике: может трактовать форму и характер кирпича, докомпоновать любую форму, прочитать во времени, что и как выглядело, построить любой свод, воссоздать, если что-то утрачено. Но есть и другая сторона темы сохранения памятника: дав жизнь ребенку, ты должен ее обеспечить. И тут встают вопросы реставрационного проектирования, не архитектурной археологии. … умение сохранить ранее созданное пространство, прочитать его смыслы — это задача реставратора. Именно он должен обладать всей полнотой навыков и квалификаций — и археологической, и инженерной, и технологической»  [2].

Российский инженер-строитель Эммануил Матвеевич Гендель (1903-1992) писал в своем труде: «реставратор должен обладать талантом исследователя, хорошо знать строительное искусство, строительные материалы, разбираться в основах археологии, быть тонким ценителем красоты» [1].

Цель реставратора — сохранение памятников истории и культуры. Одним из необходимых навыков специалиста является умение определять виды и причины разрушения здания, а также находить способы их «лечения».

Перейдем к нашим «башням» и рассмотрим несколько причин (из многих) деформаций зданий.

Башни Азинеллия и Гарисенда (XII  в.) в городе Болонья, Италия

Неравномерные осадки. Неоднородный грунт, содержащий в себе строительный мусор, органические примеси со временем также неоднородно уплотняется, преимущественно там, где толще культурный слой и больше органических примесей. Результат — неравномерная осадка здания. Сооружение может оседать более менее ровно, если у него большая толщина стен и есть металлические связи. Однако потом неравномерность осадки здания все равно увеличивается. Следствием этого, например, может стать раскалывание здания на две половины вдоль шелыги свода* (от усиления воздействия распора от сводов).

Башня (XII-XIV вв.) в городе Пиза и грунтовые воды реки Арно, Италия

Еще одной причиной «падения» сооружений может быть близкое расположение водоемов и влияние рельефа местности. Грунтовые воды, движущиеся по направлению к водоему, просто вымывают из-под здания частицы грунта. Следствием этого становится крен всего здания в сторону водоема либо откалывание ближайшего к воде фрагмента здания.

Колокольня церкви Иоанна Предтечи (XVII в.) в городе Ярославль

Увлажнение просадочных грунтов.  Сооружения, расположенные на грунтах с неустойчивой структурой (лессовидные или неравномерно сжимаемые), могут подвергнуться деформациям. Особенность лессовых (макропористых) грунтов: просадочность при замачивании. Источником проблемы могут стать атмосферные осадки, точнее отсутствие водоотвода или его неправильная организация.

Отклонение от вертикали у данного сооружения было обнаружено еще в XIX веке. Колокольня накренилась в сторону церкви, причина: неорганизованный отвод атмосферных осадков. Работы по выпрямлению постройки проводились в 1950-х годах.  Решением проблемы с накренением колокольни стало выполнение вертикальной планировки (устранение причины) и выпрямление сооружения с помощью домкратов (исправление последствий).

При обследовании, еще до работ по выпрямлению крена, в стенах второго яруса были замечены вертикальные сквозные трещины. Стены скрепили двумя кольцами из полосовой стали, чтобы трещины не раскрывались дальше, после завершения работ по выпрямлению здания трещины были заделаны цементным раствором, а эти обручи были убраны.

Правильно подготовленное основание для фундамента здания важно также, как и знания в инженерном деле для архитектора-реставратора.

Источники:

  1. Гендель, Э.М. Инженерные работы при реставрации памятников архитектуры. — М. : Архитектура-С, 2013. — 203 с.
  2. Хранители Наследия. Сергей Куликов: Наша работа — настоящая отрава. Пройдя три-четыре памятника, каждый раз ввязываешься вновь: http://hraniteli-nasledia.com/articles/person/sergey-kulikov/sergey-kulikov-restavratsiya-nastoyashchaya-otrava-proyya-tri-chetyre-pamyatnika-kazhdyy-raz-vvyazyv/
  3. Фото башен Азинеллия и Гарисенда в Болонье: https://govza.ru/2016/04/19/bashni-v-italii-i-gimalayah/
  4. Фото колокольни церкви Иоанна Предтечи: автор фото Pashkin, https://sobory.ru/photo/168461

*Шелыга свода — верхняя часть, хребет свода

 

23.11.2019

Оксана Ханова

Молодой архитектор-реставратор. О реставрации простым языком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *