Изразец — керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., имеющий с обратной стороны вид открытой коробки — румпу, — с помощью которой он крепится к основе (т.е. кирпичной кладке) [1].
Истоки изразца обнаружены в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. После монголо-татарского нашествия производство возобновлено во вт. пол. XV века.
В данном случае нас будут интересовать печные изразцы. Ими стали украшать печи во вт. пол. XVI (нач. XVII в.) [3].
Цель этой публикации — в общих чертах ответить на вопрос: «Что такое печной изразец?» на примере ранее неопубликованных изображений изразцов двух печей.
Зачем печи изразец?
- утилитарная функция — «Главное назначение изразцов — накопление (аккумулирование) тепла с последующим равномерным и длительным излучением его в помещение«. Дело в обоженной пористой глине, которая является плохим проводником тепла. Соответственно, изразцы «медленно нагреваются теплом печи и долго его удерживают, медленно остывая» [2]. Необлицованная печь отдает тепло быстрее, а значит, она менее эффективна. Также не случайно изразец покрывают поливой, «лицо» становится гладким. «Тела с такой поверхностью лучше излучают тепло, чем тела с шероховатой поверхностью«[2]. Таким образом, происходит равномерное излучение тепла, накопленного изразцом. Т.е. с одной стороны шероховатая поверхность принимает и сохраняет тепло, с другой стороны гладкая поверхность равномерно медленно отдает это тепло помещению.
- декоративная функция — «Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII веке, и в жилых помещениях горожан» [3]. Таким образом, изразец — еще и средство художественного оформления помещения. Рельефные, расписные лицевые изразцы, дополненные цокольными и карнизными частями, розетками сливаются в единое композиционное целое с другими элементами интерьера — карнизами, тягами, вставками, наличниками и т.д.
Из каких частей состоит?
- пластина с лицевой поверхностью, предназначенной для декорирования (глазурирования, рельефа)
- румпа — открытая коробка, которая прикрепляется к тыльной стороне пластины
Зачем изразцу румпа?
- надежное крепление к кирпичной кладке. В румпе есть специальные круглые отверстия для одного из элементов крепления изразца к кладке — штырей.
- повышение энергоэффективности печи за счет нагрева воздуха, находящегося в полости румпы, и постепенной отдачи тепла наружу.
Из какого материала изготавливается изразец?
Основной материл — глина. + Различные добавки (кварцевый песок, известняк, мел и т.д.). Состав поливы также различен. Например, состав простой белой глазури: 21 кг золы, 16 кг песка, 13 кг соли [4].
Каковы стадии производства?
обработка сырья (глины) —> приготовление формовочной массы —> формование изразца —> безглазурный (утильный) обжиг —> покрытие глазурью (= поливой) и роспись —> окончательный обжиг — для расписных глазурованных изразцов, та же самая логика и для других видов
Какие бывают виды изразцов?
- терракотовые (красные — из красной глины) — вт. пол. XVI — вт. пол. XVII вв. (редко использовались вплоть до нач. XVIII в.)
- муравленые (покрытые зеленой свинцовой глазурью — муравой) — нач. XVII — нач. XVIII вв.
- многоцветные расписные (рельефные) — глазурованные (прозрачные), эмалированные («глухие», т.е. непрозрачные) — XVII — XIX вв.
- гладкие расписные (многоцветные и одноцветные, например, с синей росписью) — глазурованные, эмалированные — перв. четв. XVIII — нач. XX в.
- гладкие нерасписные — глазурованные, эмалированные — XIX — нач. XX вв.
И это в общих чертах, уже не говоря о форме изразца (квадратная, прямоугольная), размерах, типе румпы (коробчатая; со стенками румпы, отступающими от краев изразца), составе глиняной массы, подвидах (например, терракотовые изразцы подразделяются на широкорамочные, более ранние, и узкорамочные), изображению на «лице» (растительные, геометрические, животные росписи, различные сюжеты и пр.), виды по расположению на печи (лицевые, угловые, карнизные, цокольные и т.д.) и т.д.
В XIX веке «изразцовые печи клали не только в богатых дворянских особняках и поместьях, но и в жилых домах зажиточного городского и сельского населения. В связи с этим потребовались более дешевые изделия, которые не были чужды и вкусам новых потребителей» [3]. К концу XIX века даже одноцветная синяя роспись становится все более простой, а потом и вовсе пропадает. Остается либо синяя окантовка лицевой поверхности, либо роспись совсем отсутствует. На следующих двух примерах можно проследить эти изменения. На изразце начала XIX века роспись есть, а на изразце начала XX века ее нет.
Два примера:
1. Изразцовая печь сельской усадьбы купца В.П. Спирина (нач. XIX в.), д. Воронино, Кичменгско-Городецкий район, Вологодская область. Фото Романовой Н., 2016 г.
Общий вид изразцовой печи
Гладкий изразец с синей растительной росписью и окантовкой
Карнизные изразцы
2. Изразец с печи дома священника Суровцева (г. Вологда, ул. Ветошкина, 3) нач. XX века. Лицевая поверхность гладкая, без росписей.
Клеймо завода В.А. Аксенова в городе Рыбинске. Фото и схемы автора, 2020 г.
Лицевая сторона изразца
Вид сбоку
Вид сверху
Клеймо завода В.А. Аксенова в городе Рыбинске
Общий вид с тыльной стороны с обозначением составных частей изразца. Тип румпы: со стенками, отступающими от краев изразца
Схематичный обмер изразца. Вологда, Ветошкина, 3
Литература:
1. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре. — СПб, 2003.
2. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. — Москва, 1948.
3. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. — Москва, 1976.
4. Бремзе, Ф. Производство глазури и ее применение. — СПб, 1912.